М. Волькенштейн
Стихи как сложная информационная система
("Наука и жизнь", No 1, 1970)
Перестройка научного мировоззрения, определяемая возникновением
кибернетики в широком смысле этого слова, включающей теорию информации,
теорию систем, позволяет по-новому формулировать проблемы эстетики,
искусствоведения. Обращение науки к наиболее сложным целостным системам - к
живым организмам - и их теоретическое моделирование могут послужить основой
для будущего включения и гуманитарных наук в единое поле точного знания.
Перевод старых понятий на язык теории информации углубляет эти понятия
и расширяет их круг.
Любое произведение искусства содержит определенную информацию,
сообщаемую автором окружающему миру. Ограничимся поэзией. Информационное
содержание стихотворения значительно шире содержания в обычном смысле этого
слова, сводящегося к тематическому изложению мыслей и эмоций. В
стихотворении информативно все: содержание, словарь, образы, ритм,
инструментовка, размер, рифмы. Все это образует целостную систему, и только
в качестве единого целого стихотворение имеет полную эстетическую ценность.
Вычленение отдельных информационных совокупностей может быть поучительным,
но оно уничтожает целостную систему. В этом смысле произведение искусства
подобно живому организму, о котором Гете говорил устами Мефистофеля:
Кто хочет живое описать и познать,
Пытается дух из него изгнать.
И вот он держит все части в руках,
Но связи духовной в них нет - это прах.
Современное естествознание встречается с трудностями именно в трактовке
живого. Нильс Бор говорил о практической дополнительности между
исследованием атомно-молекулярного строения организма и его устройством как
целостной системы. Познавая одну сторону жизни, мы утрачиваем возможность
познания другой. Причина этого лежит в чрезвычайной сложности живого тела.
Однако последующее развитие науки позволяет сегодня смотреть на проблему
оптимистически, считать, что эта дополнительность преодолевается.
Многие проблемы биологии, психологии, социологии получают новое
освещение в общей теории систем. Под системой разумеется совокупность
взаимодействующих объектов, свойства которой отличны от суммы свойств этих
объектов. Система не аддитивна. Взаимодействие и взаимопроникновение ее
составных частей делают невозможным их вычленение без разрушения системы.
В том же смысле нельзя считать произведение искусства суммой содержания
и формы, стихотворение - суммой содержания, размера, рифмы и т. д.
Информационное содержание стиха неизмеримо превышает сумму информации,
заключенной в отдельных его "характеристиках. Стихотворение - целостная
информационная система.
Сопоставление произведения искусства с живым организмом основывается не
на внешней аналогии. Стихотворение создано человеком, общающимся с
окружающим миром; оно само по себе есть проявление жизни, функция
творческого мозга. Будучи опубликованным, стихотворение приобретает
самостоятельное существование в качестве неизолированной системы,
сохраняющей связь со своим создателем и вступающей во взаимодействие с
читателем или слушателем. Стихотворение создает реальную связь читателя с
поэтом, живущим в стихе в принципе сколь угодно долго. Богатство эмоций и
мыслей Катулла или Марциала и через две тысячи лет остается достоянием
читателя.
Чем же определяется эстетическая ценность стиха как информационной
системы?
Информация стиха не замкнута в себе - она сообщается читателю, ее
рецептору. Рецепция художественной информации не сводится к регистрации и
запасанию. При рецепции происходит и утрата части информации и ее
возрастание. Первое тривиально. Передача любого сообщения обязательно
сопровождается "шумами", случайными нарушениями в работе сигнального
устройства. Хорошей моделью вызываемых "шумами" искажений информации может
служить детская игра в "испорченный телефон". В технике борьба с "шумами"
происходит путем сообщения избыточной информации - терпящий бедствие корабль
многократно повторяет сигнал SOS, дабы увеличить вероятность приема сигнала.
Утрата части информации при восприятии художественного произведения
определяется принципиальной неадекватностью сознания автора и читателя,
обязательным различием их индивидуальностей. Невозможность сообщения миру
полной информации о своих мыслях и чувствах всегда остро ощущалась
художниками. Уже создание стихотворения искажает эти мысли и чувства:
...Мысль изреченная есть ложь.
(Ф. И. Тютчев.)
В то же время создание стихотворения, как самостоятельной сущности,
оказывает обратное влияние на творческое сознание автора - оно уже
изменилось, сообщив информацию в окружающий мир, и поэт, будучи первым
читателем своего стихотворения, вступает с ним во вторичное взаимодействие.
Возрастание информации при рецепции стихотворения не тривиально. В
качестве информационной системы стихотворение служит и информационной
программой. Оно программирует поток ассоциаций, эмоций и мыслей в сознании
рецептора. В результате рецептор оказывается созидателем и обладателем
дополнительной информации, сверх содержащейся в самом стихотворении. Эта
информация может остаться в его сознании или сообщена окружающему миру, если
рецептор хочет и может поделиться с ним своими переживаниями. В этом и
состоит сотворчество читателя и поэта.
Таким образом, информационное содержание стихотворения включает
сообщаемую информацию и новую информацию, возникающую под ее воздействием в
сознании рецептора. Проблема ценности художественной информации не может
решаться безотносительно к ее восприятию.
Очевидно, что подлинное, а не формальное восприятие художественного
произведения возможно лишь при наличии соответствующего предварительного
запаса информации в сознании рецептора. Такой запас именуется тезаурусом
(сокровище - по-латыни). При недостаточном тезаурусе не только невозможно
сотворчество, то есть создание новой информации на ассоциативной основе, но
и первичная информация, содержавшаяся в стихотворении, не будет получена.