Николай и Елена Рерих
«Путник-друг, пойдем вместе. Ночь близка, звери кругом, и огонь костра может потухнуть. Но если мы согласимся разделить дозор ночи, мы сохраним силы. Завтра наш путь долог, и мы можем истомиться. Пойдем вместе. У нас будут праздник и радость. Спою тебе песню твоей матери и жены, и сестры. Ты же скажешь предание отца о герое и подвиге; будет наш путь общим. Не наступи на скорпиона и предупреди меня о ехидне. Путник-друг, помни, что мы должны прийти в одно селение горное. Путник, будь мне другом.»
Н. К. Рерих – крупнейший художник, мыслитель, археолог, путешественник, общественный деятель. Е. И. Рерих – духовный лидер, подвижник, философ. Ее главный жизненный подвиг в том, что она донесла до человечества сокровенное учение Гималайских Махатм.
14 книг Живой Этики или Агни Йоги навечно внесли ее имя в сокровищницу планетарной духовной культуры, обессмертили его. Сейчас это самая популярная серия среди людей, устремленных к духовному совершенству. Они были переведены на многие языки. Во всем мире существуют общества последователей Живой Этики.
Елена Ивановна Шапошникова /Рерих/ родилась 12 февраля 1879г. в Петербурге, в дворянской семье. К ее семье принадлежал Михаил Илларионович Кутузов и композитор Модест Петрович Мусоргский. Она от рождения была одарена многими способностями, в том числе сверхъестественными – ясновидением и яснослышанием. Елена Ивановна блестяще окончила Мариинскую женскую гимназию, затем поступила в Санкт-Петербургскую музыкальную школу, т.к. обладала прекрасными музыкальными способностями. По окончании училища она собиралась поступать в Петербургскую консерваторию.
В это время Елена Ивановна, признанная светская красавица, имела большой успех в свете и привлекала всеобщее внимание. “В ней было какое-то очарование, шарм и необычная женственность всего ее облика. Любила наряды, всегда по последней моде одетая, очень элегантная. В ней было развито чувство красоты. “Она отдавала какую-то внешнюю дань светской жизни, посещала балы, как было принято в ее круге, но это была романтическая натура с высокими духовными устремлениями, светская жизнь – не ее увлечение. Она приняла решение выйти замуж за человека высокоталантливого, чтобы вдохновлять его на высокие дела, служить и помогать ему. Ее мечта о встрече с близким по духу человеком осуществилась. Возникло чувство внутреннего родства и общности взглядов, целей, устремлений. Родилась взаимная любовь редкой чистоты, которая прошла многолетние испытания и в зрелом возрасте только возросла.
Вот что писал ей тогда Николай Рерих:
“… знай. Ладушка, если Ты свернешь в сторону, если Ты обманешь меня, то на хорошей дороге мне места не будет. Тебя я люблю только как человека, как личность, и если я почувствую, что такая любовь невозможна, то не знаю, где та граница скверного, до которой дойду я. Ты держишь меня в руках и Ты, только Ты приказываешь быть мне идеальным эгоистом, или эгоистом самым скверным – Твоя воля!”
Ко времени свадьбы, 28 октября 1901 года, Елене Ивановне было 22 года, а Николаю Константиновичу -27 лет. Они венчались в Петербурге, и с этого времени жизни их слились в одну, и далее говорить можно только о Рерихах – Елене Ивановне и Николае Константиновиче.
Красота Елены Ивановны не была единственной причиной ее притягательности и очарования. Ее внутренний мир был изначально настолько артистичен, богат и совершенен, что она, претерпевая на своем жизненном пути различные невзгоды и испытания, год от года становилась духовно все сильнее и сильнее. Ее жизнь проходила в движении и созерцании, в литературном труде и воспитании детей. В 1902г. родился сын Юрий – будущий известный востоковед, знавший более 30 языков, а в 1904г. – второй сын, Святослав – художник, как и отец.
В 1903-1904г.г. супруги совершают путешествие по русским городам: Николай Константинович стремился выявить истоки национальной истории и культуры. Они объехали около 40 городов за 2 года. В это время их увлечение- коллекционирование произведений искусства и предметов старины. Постепенно сложилась великолепная семейная коллекция, свыше 300 произведений, которую они после революции передали в Эрмитаж.
Несколько позже начинается увлечение Елены Ивановны Востоком. Она читает об Индии, изучает труды Рамакришны, Вивекананды, Рамачараки. Впоследствии Елена Ивановна с благодарностью вспоминает об этих источниках знания, называя их “мои первые учителя”. К этому времени Николай Константинович вырастает в крупнейшего художника и общественного деятеля. В их семье на первый план выдвигаются мысли о всеобщих, всемирных путях развития культуры, о приближающемся всеобщем кризисе, о судьбах человечества, о новых путях его развития.
Русская интеллигенция разделилась на два лагеря: один поддерживал идеи революции, другой проповедовал смерть, декадентское эстетство, безысходность. Рерихи же видят причину грядущего разрушения в обнищании духа. Вместе с лучшими представителями интеллигенции искали они выход из тупика. Постепенно пришла уверенность: знание Востока – вот тот духовный свет, что может вывести народы из тупика развития. При этом возникло предчувствие миссии России, являющейся мостом между Западом и Востоком. Этот взгляд не был слишком оригинальным и чуждым в общественной жизни. Идею среднего положения России впервые высказал Карамзин. Судьбоносную роль Азии в духовно – историческом развитии России видели Достоевский и Толстой. Особое место в формировании мировоззрения Е.И.Рерих занимают произведения Елены Петровны Блаватской.
С 1907 по 1909г.г. Рерихи все более погружаются в изучение Индии, Тибета. Если Николай Константинович стремился постигнуть Азию через изучение археологии, этнографии, народных обычаев, то Елена Ивановна стремится изучить восточную философию, мифологию, религии. В особенности ее интересовала легенда о Шамбале. В ней виделась Елене Ивановне духовная твердыня Азии, где собраны эзотерические знания о человеке и Вселенной.
Длительное тяготение к Востоку выливается в решение совершить большое путешествие в Индию, Тибет и Монголию, чтобы изучить индийскую культуру и приблизиться к Гималайским ашрамам. Такая трудная экспедиция требовала серьезной подготовки. В 1919г. семья Рерихов переезжает в Англию. Здесь они знакомятся с Рабиндранатом Тагором и увлеченным восточной метафизикой Гербертом Уэллсом.
В это время Николай Константинович получает приглашение принять участие в турне по США с выставкой своих картин. Америка, где они рассчитывали продажей картин обеспечить дорогостоящую экспедицию, становится следующей остановкой на пути в Индию. В Америке они пробыли 3 года.
Выставки картин Николая Константиновича проходили с триумфальным успехом, но задумано новое предприятие – Пакт мира – межгосударственная конвенция, призванная сохранять культурные ценности народов во время войн. Велика роль Елены Ивановны в создании Пакта Рериха, по условиям которого договаривающиеся стороны обязуются во время вооруженных конфликтов поддерживать и защищать материальные культурные ценности.
Мысль о спасении культуры в экстремальных для нее ситуациях была высказана Рерихом в его докладе в петербургском обществе архитекторов еще в 1904 году. В 1915 году Николай Рерих эту же идею спасения культурных завоеваний человеческого гения докладывал императору Николаю II и великому князю Николаю Николаевичу. Его проект был встречен с благожелательностью и пониманием, однако начавшаяся первая мировая война помещала его осуществлению.
Только в 1929 году, после возвращения в Америку из пятилетней экспедиции по Центральной Азии, Рерих опубликовал принципы Пакта в нью-йоркской печати. Прошло еще шесть лет, и 15 апреля 1935 года в кабинете президента Рузвельта в Белом Доме Пакт был подписан Соединенными штатами и республиками Центральной и Южной Америки. Личная переписка Елены Ивановны с президентом Рузвельтом, безусловно, содействовала утверждению авторитета великой гуманитарной идеи ее мужа среди людей власти.
Елена Ивановна прониклась твердой уверенностью в спасении культуры силою религии, искусства и науки. Так возникло Знамя Мира. Оно представляет собой, как известно, красную окружность с тремя красными кружками посередине на белом фоне. То есть религия, искусство и наука в общем кругу культуры. Впрочем, Елена Ивановна интерпретировала эти символы еще глубже, выявляя скрытый эзотерический смысл: троичность бытия. Они выражают единство прошлого, настоящего и будущего в беспрерывном восхождении человека в процессе эволюции.
Елена Ивановна продолжает работать над начатой в Англии книгой “Зов”. Книга представляет призыв Учителя к ученикам нести Знание Востока.
В Америке Рерихи создают несколько культурных организаций: Международное общество художников “Пылающее сердце”, Институт объединенных искусств и Художественный центр “Венец мира”.
В 1923г. Елена Ивановна и Николай Константинович отправляются в экспедицию, снаряженную на средства общественных организаций США под американским флагом. В Индии Рерихи изучают древние памятники искусства и культуры, посещают монастыри, проходят маршрутом, по которому шел, проповедуя, Будда. Экспедиция продолжалась 5 лет. Вместе с участниками экспедиции Елена Ивановна преодолевала опасные перевалы, восходила на высокогорные хребты, оборонялась от нападения бандитов, прошла более 25 тыс.километров.
В начале экспедиции произошла встреча с Учителем, оставившая глубочайшие впечатления у Елены Ивановны и Николая Константиновича. Они получают еще одно задание – передать Советскому правительству ларец со священной гималайской землей на могилу Ленина, имя которого высоко чтилось на Востоке, и послание руководителям СССР, где была предложена помощь, основанная на знаниях, накопленных тысячелетиями.
В 1926г. Рерихи прибывают в Москву, где, выполняя волю Учителей, передают послание Махатм Советскому правительству. Помощь не была отвергнута, но и не была принята. Она была отложена “до лучших времен”. Обратный путь в Индию лежал через Алтай, Сибирь, Монголию. После долгих странствий по Азии, в 1928г., Рерихи вновь прибывают на север Индии и в долине Кулу приобретают дом. Встала задача научной обработки полученных материалов. Во время экспедиции были собраны редкие книги, манускрипты, рукописи, коллекции археологических находок, предметов религиозных культов. С этой целью Рерихи создают институт, названный “Урусвати”, что означает “Свет утренней зари”. Елена Ивановна становится почетным президентом – основателем Института и его душой. Его сотрудниками были такие ученые как Альберт Эйнштейн, Николай Вавилов и другие.
Наступил период тяжелейшей огромной работы. Распорядок дня был расписан по минутам. Вставали с восходом солнца, в 5 утра, и работали до позднего вечера, с краткими перерывами для прослушивания пластинок с классической музыкой. Все расходились по своим комнатам и напряженно работали. Со всех концов света приходили письма, и ни одно не оставалось без ответа. В Кулу приезжали ученые из разных стран, приглашенные поработать в институт “Урусвати”, а также представители международных рериховских обществ. Почитание, которое окружало семью в Индии, было огромным. Имена их были окружены легендами.
Здесь были написаны все книги серии Агни Йоги: “Знаки Агни Йоги” /1929г./, “Беспредельность” /1930г./, “Иерархия” /1931г./, “Сердце”/1932г./, “Мир огненный” /1935г./, “АУМ” /1936г./, “Братство” /1937г./. II часть книги “Братство” и последняя в серии “Надземное”- остались незаконченными.
Обнародование Живой Этики – главный жизненный подвиг Е.И.Рерих. На вопрос, что же из себя представляет учение Живой Этики, Елена Ивановна отвечает: “Оно вмещает всю жизнь, все области ее, имеет в виду все усовершенствования, потому, кроме постоянного нравственного совершенствования, каждый человек должен изучать и располагать хотя бы одним мастерством и ремеслом”. Это новое нравственно-духовное Учение, объединяющее древнюю мудрость Востока с философскими и научными достижениями Запада, дающее этические основы поведения и средства углубленного самопознания. Это целая энциклопедия духовного совершенствования и преображения. Это учение о скрытых ресурсах и возможностях человека, о творческих энергиях, пребывающих в глубинах сознания. Это космическое учение о многомерности бытия, о бессмертии души, о целостности мироздания.
Говоря почти на каждой странице о раскрытии огромного психоэнергетического потенциала человека, Агни Йога критикует увлечение магией и всеми чисто механическими методами пробуждения скрытых сил. Человек делается рабом искусственно вызванных, непонятных для него сил и рискует превратиться в медиума. Согласно живой этике, всю работу по внутренней трансформации сознания человек должен вести в обычных условиях жизни, не прерывая обычную деятельность.
Учение Агни Йоги всечеловечно, давалось всему миру, но в этом учении сквозила уверенность, что воспримется оно, в первую очередь, в России. “В новую Россию – моя первая весть” /”Зов”/.
Николай Константинович многие свои труды посвящал своей жене. «Во всех путешествиях, во всех начинаниях Елена Ивановна всегда играла главную, первенствующую роль, и можно сказать, что он как бы олицетворил ее в своей картине «Ведущая», где женщина ведет мужчину через отроги скал на вершину горы» (С.Н,Рерих)
Пройдя вместе многолетний жизненный путь с Еленой Ивановной, будучи в путешествии по далеким Гималаям, 10 ноября 1941 года Рерих занес в дневник: “Сорок лет – не малый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы все препоны. И препятствия обращались в возможности “.
Назревала II Мировая Война – самая крупная битва в мировой истории. Елена Ивановна предлагает учредить межгосударственную общественную организацию – Лигу культуры. Создание такой лиги мыслилось как единение всех светлых сил против натиска тьмы. Организация была создана и какое-то время просуществовала. С начала второй мировой войны связь Рерихов с обществами и кружками прервалась. Перестали приезжать ученые из других стран. Рерихи переживали угрозу, нависшую над Родиной. В течение всех пяти лет войны они ни разу не усомнились в конечной победе. Стремились помочь в достижении ее. Они перечисляли деньги в фонд Красного Креста и фонд помощи Советскому Союзу, выступали с лекциями и радиовещаниями. Несколько раз Юрий Николаевич и Святослав Николаевич обращались в Советское посольство записать их в ряды Красной Армии. Патриотические выступления Рерихов нажили им немало врагов.
После войны вся семья собиралась вернуться на Родину. Были упакованы чемоданы, отправлены в порт ящики с картинами, но неожиданно умирает Николай Константинович. В 1948г. Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем делает еще одну попытку вернуться на Родину. Созданная в СССР система ГУЛага не вписывалась в мир тонких чувствований Рерихов, не соответствовала ритму Совершенного Сердца. Многоцветные краски пожухли и остались черно-белые контрасты.Осознавали ли это Николай Константинович и Елена Ивановна? Конечно же, нет! А иначе зачем, уже после смерти мужа, в 1947 году она всеми правдами и неправдами добивалась вместе с сыном Юрием возвращения в СССР? Неужели она забыла трезвое письмо-предупреждение брата мужа – Владимира Константиновича? Ведь еще в 1925 году, обращаясь к ней, он писал: ”Возвращение в Россию и плодотворная там работа возможны только при удалении той кучки, которая царствует в СССР и которой нет никакого дела до блага Родины, а только они преследуют свои интересы. Как они разоряют всех крестьян залогами, и этим всех обрекают на полуголодное существование, и какое развили шпионство и предательство, что мы, не живущие там, трудно даже себе все это представляем. Если скоро должно быть возрождение Новой России, то следовательно должны придти и новые люди, вместо этой кучки коммунистов-грабителей. А тогда и наше возвращение на Родину в Россию будет возможно и всех возвращающихся на Родину будет ждать работа, а не тюрьма”.
Слава Богу, нашлись в советском консульстве порядочные люди: положили ее прошение под сукно. Так и не дождалась она от них ни отказа, ни разрешения. Лишь в 1958г. Хрущев во время пребывания в Индии дал разрешение вернуться Юрию Николаевичу.
5 октября 1955 года – день завершения земного пути Елены Ивановны Рерих.
«Спросят:- «Как перейти жизнь?». Отвечайте:- «Как по струне бездну – красиво, бережно и стремительно», – записала Елена Ивановна в Учении Живой Этики. И сама же показала пример воплощения этих высоких слов в жизни.
Отредактировано elegia (2013-05-16 20:45:10)